Восточному полигону нужно больше электричества

Опоры ЛЭПЧитать 1prime.ru в

МОСКВА, 26 дек — ПРАЙМ. Идея модернизации Восточного полигона РЖД предполагает строительство дополнительной генерации и электросетей. Без этого увеличить пропускную способность магистрали невозможно, но все упирается в недостаток средств — их пытались найти и в инвестпрограмме «Россетей», и в ФНБ.

Развитие Восточного полигона (БАМ и Транссиб) — одна из самых приоритетных инфраструктурных задач для России. Особое значение он приобрел после того, как из-за санкций и геополитического обострения между Россией и Западом поставки в западном направлении резко снизились. Первый этап его модернизации предусматривает увеличение в текущем году провозной способности до 144 миллионов тонн в год, второй — до 180 миллионов до 2024 года. К 2032 году, по планам властей, мощности Восточного полигона вырастут до 255 миллионов тонн в год.

Масштабным планам мешает основной вопрос — деньги. Модернизация Восточного полигона требует строительства дополнительной генерации и тысяч километров электросетей вдоль трасс. В настоящее время электрифицирована лишь Транссибирская магистраль — работы велись более 70 лет, и по сей день это самая протяженная электрифицированная магистраль в мире.

При этом работы по модернизации системы не прекращаются — многое уже устарело, что-то вышло из строя. Подстанции и источники снабжения энергией нуждаются в усовершенствовании, поскольку не справляются с обеспечением текущих потребностей РЖД на восточном направлении. Без этого не получится запускать там поезда большего веса и с меньшими временными промежутками.

Если мы говорим о расширении пропускной способности Восточного полигона, настало время электрифицировать и БАМ. Пока он обеспечен электроэнергией лишь частично — электровозы ходят лишь от Тайшета до Таксимо (это примерно треть всей протяженности магистрали). Затем электровоз отцепляют и далее на восток поезда ведет тепловоз. Он способен перевозить меньше груза, поэтому приходится отцеплять лишние вагоны. Это влечет за собой траты времени и снижение пропускной способности. Электрификация Восточного полигона позволит сокращать расходы на дизельное топливо для локомотивов до 2024 года по 25 миллиардов рублей ежегодно.

Электрификация БАМ на всем протяжении может значительно увеличить объем грузоперевозок, что очень важно в нынешней ситуации. Кроме того, это поможет сократить потребление топлива для тепловозов и снизить ущерб для экологии.

Ранее сообщалось, что, по предварительной оценке, объем финансирования мероприятий по электрификации БАМ-2 в части «Россетей» составляет 185 млрд рублей. Предполагалось, что на это будут выделены средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Минэнерго запрашивало на электрификацию БАМ и Транссиба 122 миллиарда рублей. Однако окончательного решения на этот счет до сих пор не было.

МОЖНО ЛИ СЭКОНОМИТЬ

При этом Минэнерго оптимизировало вариант схемы электроснабжения Восточного полигона, исходя из потребностей второго этапа модернизации. Новая версия плана предполагает отказ от строительства новых ТЭС в пользу модернизации и расширения действующих мощностей, а также расширения двух ГРЭС. Это позволило бы сэкономить почти 40 миллиардов рублей. План был утвержден в начале этого года.

В министерстве подготовили предварительный план по вводу в строй генерации для обеспечения третьего этапа расширения БАМа и Транссиба. Подсчитано, что для этого потребуется дополнительно 1,8 ГВт новой мощности к 2030 году. Однако потребуется пересмотреть уже утвержденный план, который предусматривал лишь второй этап модернизации. Все упирается все в тот же вопрос — где взять деньги?

В Минэнерго прогнозирует дефицит источников финансирования на уровне 225 миллиардов рублей до 2026 года, 170 миллиардов рублей из которых — на Восточный полигон. Чтобы найти средства, было принято решение о повышении платы и индексации тарифов на электроснабжение, в том числе в магистральном сетевом комплексе, который является основным источником финансирования для реализации проектов Восточного полигона.

По его словам, 200 миллиардов рублей на электрификацию второго этапа расширения Восточного полигона могут составить инвестиции компании «Россети». На это будут направлены собственные средства компании. Однако у самих «Россетей» налицо нехватка источников финансирования. «Прорабатываем вопросы предоставления особых условий займов или дополнительного финансирования из бюджета, или займов из ФНБ», — отметил замглавы министерства Евгений Грабчак.

Очевидно, что финансирование государственно значимого проекта является крайне важной задачей. Не исключено, что все же будет принято решение о выделении средств ФНБ. Будут подключены и другие источники. Подобные инфраструктурные проекты очень важны для России, и это как раз тот случай, когда расходы сейчас обернутся немалыми плюсами впоследствии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»